Экскурсия в Академгородок.
28 февраля 2023 года Школа «Морозко»,
совместно с родителями учащихся, организовала экскурсию в Академгородок, который назывался в советское время «Академгородок Лаборатории № 2 АН СССР».
Это был первый Академгородок в СССР!
Это место интересно прежде всего тем, что связано с именем великого советского ученого — Игоря Васильевича Курчатова,
который внес неоценимый вклад в Победу нашей Родины в Великой Отечественной Войне. Под его руководством на благо Родины и Победы
самоотверженно трудились ученые, конструкторы, химики, физики.
На уроке «Разговор о важном», который предшествовал экскурсии, ребята узнали о заслугах Курчатова и почему
мы его вспоминаем в эти дни наравне с солдатами и офицерами, которые с оружием в руках защищали нашу Родину от врага в годы войны.
Оружие Курчатова было в другом. Это были его знания и талант, которые он, не жалея сил и здоровья,
направил на благо своей Родины. А слово "Родина" было для этого человека не пустым звуком и отнюдь не пафосом.
Для него трудиться на благо своей Родины и людей, живущих в этой стране, было делом всей его жизни.
Он был так воспитан, как и все советские люди, которые жили в то непростое для нашей страны время.
Ребята узнали на уроке «Разговор о важном», который провела Филипович Н.В.,
что академик И.В. Курчатов основал атомную промышленность, сделав Россию ведущим государством в области ядерной энергетики.
Благодаря его трудам мир получил прогрессивные технологии во многих областях.
Разработка Курчатовым метода размагничивания кораблей по существу спасла наш флот от уничтожения в годы войны.
А созданная им атомная бомба стала спасением для нашей страны от гибели уже после Отечественной войны.
Он создал бомбу не для того, чтобы завоевывать и уничтожать другие народы. Он создал бомбу,
чтобы защитить нашу страну, чтобы избежать очередную, еще более страшную и разрушительную войну,
тем самым сорвав безумный план врагов нашего Отечества под названием "Троян" - план массовой атомной бомбардировки
20-ти городов СССР, намеченной на 1950-ый год.
Именно поэтому мы вспоминаем в День Защитника Отечества этого великого ученого, который спас жизни советских людей.
Спас мир от кошмарных последствий и разрушений. О таких людях нужно помнить, о таких ученых- подвижниках нужно рассказывать нашим детям.
Игорь Васильевич Курчатов родился 12 января 1903 года. В этом году наша страна отмечает 120 лет со дня его рождения.
Наш район Щукино напрямую связан с именем этого выдающегося человека, поскольку Курчатовский Институт
стал районо- образующим предприятием, вокруг которого создавалась после войны инфраструктура — жилые дома,
детские садики, школы, больницы, о чем наши ребята и узнали на экскурсии в Академгородке.
Когда- то в этом месте была деревня под названием Щукино на берегу Москвы-реки.
Во время войны это была окраина Москвы. И только после войны район начал бурно развиваться и застраиваться.
На сегодняшний день это один из самых красивых районов Москвы, где два жилых комплекса
сталинского периода застройки - АКАДЕМГОРОДОК И НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА в районе Щукино находятся под охраной государства,
как уникальные, архитектурные комплексы зданий, получившие статус обьектов культурного наследия регионального значения.
Экскурсия в Академгородок началась на площади Курчатова, где нашу школьную группу встретила мама
ученицы нашей школы — Сидорова Галина Юрьевна, хранительница Музея быта советских ученых.
Этот необычный музей располагается на 1-м этаже дома на ул.Новикова д.1. Изысканный
и необыкновенный по своей красоте Академгородок был построен в 1945- 1948 годах по проекту
известных архитекторов Карлика и Жолтовского. Академгородок был построен для ученых,
здесь жил и сам академик И.В. Курчатов — основатель Лаборатории № 2, которая в дальнейшем разрослась
и стала огромным предприятием - Российским Научно-Исследовательским Центром, который всем нам хорошо известен, как Курчатовский Институт.
Личные вещи Игоря Васильевича составили основу коллекции музея, где воссоздан в настоящее время его кабинет
– со старинным письменным столом, солидной лампой, обширной библиотекой. Воссозданы и интерьеры гостиной квартиры
академика. В ней – ламповый телевизор выпуска конца 40-х годов, совмещённый с радиолой, горные лыжи.
В то время это были деревянные лыжи со старыми, замысловатыми креплениями. Увидели мы впервые и полотёр для паркета,
чей огромный тяжёлый рычаг вставляется в напольную щётку. Попробовали щетку и в работе. Увидели многое-многое другое,
что вызвало и удивление, и умиление ...
Мы увидели достаточно скромный быт советских ученых, где главное место занимали книги - это бесконечные книжные полки
от пола до потолка, от одной стены до другой, заставленные книгами самой разной тематики, что говорит о широте интересов
и масштабе личности Академика номер один нашей страны.
Галина Юрьевна — без преувеличения сама уникальный человек, настоящий подвижник.
Она на протяжении 15-ти лет тщательно занималась сбором коллекции музея.
Но самое главное — это ее трепетное отношение к наследию и памяти имени
Игоря Васильевича Курчатова — великого человека, который оказал влияние на ход 20-го века , его историю.
Галина Юрьевна рассказывает посетителям музея о биографии этого выдающегося ученого,
что за человек был Курчатов, о его трудах и вкладе в отечественную и мировую науку.
И в этом заключается ее важная миссия - сохранять память об ученом и его соратниках,
единомышленниках, которые представляли собой цвет российской науки.
Галина Юрьевна очень интересно и доступно рассказала нашим ребятам о многих интересных фактах из жизни Игоря Васильевича,
который был не только гениальным ученым, но еще и прекрасным организатором. У него было поразительное чутье на людей,
он умел подбирать кадры, которые ценил и для которых умел создавать необходимые условия, используя для этого нередко
свой авторитет и влияние. Как говорили о нем его сослуживцы и друзья, о себе он думал в последнюю очередь, работал на износ,
не жалея сил и никто не знал, сколько он отдыхает и отдыхал ли он вообще.... Он перенес 2 удара, 3-ий удар унес его жизнь,
когда ему было всего 57 лет. Но по-другому этот человек просто не мог жить. Он был невероятно ответственным, честным,
порядочным человеком, при этом жизнерадостным, с широким кругом интересов. Это был человек, живущий "на отдачу".
Он обладал редким качеством - он умел дружить. Помогал своим коллегам и друзьям в решении самых разных
вопросов — от рабочих до бытовых. Он был центром притяжения для выдающихся умов, привлекая к делу своей жизни знаменитых ученых.
Не все они были с простыми характерами, но Курчатов находил подход ко всем.! И в этом также заключался его талант руководителя.
Иногда коллеги предавали его, были даже те, кто писал доносы... Друзья спрашивали:
"Почему ты его не увольнаешь?"
На что Курчатов спокойно отвечал:
"Да пусть пишет. Он же хорошо работает"...
Он был выше интриг, мщения и сведения счетов. Он был настоящим ученым и настоящим Человеком с большой буквы.
И его волновало прежде всего дело, которое он делал.
Курчатов много занимался благотворительностью. Свою сталинскую премию он отдал на строительство детского садика
для детей своих сотрудников. Это тот детский сад, который находится прямо напротив центральных проходных Курчатовского Института.
Он серьезно занимался не только наукой, но и социальной сферой, в которую направлял средства. Строил детские сады,
поликлиники. Он основал Дворец Культуры, который стал сосредоточением культурной жизни ученых института. Там проводились
концерты, капустники, спектакли, в которых участвовал и сам Курчатов. Он был артистичным, живым человеком, обладающим
чувством юмора. Он был с юности физически крепким человеком, который занимался спортом. Понимал значение физического
развития для молодежи и считал, что ученые не должны быть одностороннеразвитыми людьми, в чем заключается некоторая
ограниченность. Он сам вел подвижный, активный образ жизни, приветствовал занятия спортом своих коллег. И поэтому
рядом с дворцом культуры возник еще и стадион, на котором ученые занимались спортом и где постоянно проводились спортивные соревнования.
Одним словом, это был удивительный, не похожий ни на кого из мира ученых человек, разносторонний, высокообразованный,
но при этом доступный, очень простой в общении, который интересовался всем — наукой, искусством, театром, музыкой, литературой,
поэзией и спортом. Он сумел вокруг себя создать творческое сообщество ученых- единомышленников, которых обьединяла
не только общность взглядов, отношение к делу, к науке, но и отношение к людям, к жизни. А в жизни ни ему,
ни окружающим его людям никогда не было скучно. Все они вели активный образ жизни и аналога второй такой мощной,
результативной, талантливой команды ученых, пожалуй, в истории не было создано. Об этом периоде, связанным с личностью Курчатова,
была написана книга "Физики и лирики". Эта крылатая фраза, как нельзя лучше, отражает суть того золотого периода расцвета советской науки,
связанного с личностью Курчатова..
Галина Юрьевна очень интересно рассказала ребятам о человеке, который является достоянием нашей науки и культуры — академике И.В.Курчатове.
Она невероятно тепло, по-домашнему встретила нашу группу, напоила чаем с конфетами. И поскольку на улице было очень холодно,
ребята с огромным удовольствием пили чай и затем начали рассматривать необычную для них обстановку, быта ученых которую удалось
создать в музее.
После осмотра экспозиций музея ребят пригласили в конференц-зону, где Галина Юрьевна предложила ребятам поучаствовать
в «Атомном квезе». Это интересный формат встречи, который ребята живо восприняли, отвечая на вопросы нашего замечательного
и очень эрудированного экскурсовода.
Мы были рады, что наши ученики проявили эрудицию и правильно ответили на вопросы.
По окончании квеза Галина Юрьевна включила радиолу с записанным на пластинку голосом И.В.Курчатова,
который сказал буквально следующее: «Я счастлив тем, что родился в России...».
Нам было чрезвычайно приятно увидеть в музее стенгазету ученика нашей школы - Яна Шарафутдинова,
который вместе с мамой сделал очень содержательный и глубокий проект- исследование о деятельности И.В. Курчатова.
Ребята получили на экскурсии в Академгородке много интересной и новой информации, много ярких впечатлений.
Мы все, педагоги и учащиеся Школы МОРОЗКО, благодарим Галину Юрьевну за прекрасную экскурсию и теплый прием
в доме-квартире Курчатова, которая находится в шаговой доступности от нашей школы. Как удивительно, что здесь,
совсем рядом с нашей школой, жил и работал великий ученый, которым гордится наша страна и который является примером
для подрастающего поколения - примером отношения не только к делу, но прежде всего к людям, о которых Игорь Васильевич
умел заботиться… Ребята погрузились на какое-то время совсем в другую реальность, в которой жили и работали ученые,
сумевшие прожить невероятно интересную, содержательную жизнь, смыслом которой было созидание и умение думать о благе
своей Родины и об окружающих людях.
Это очень важный вывод, которые ребята сделали на нашей экскурсии.
Экскурсия носила познавательный, научный и краеведческий характер. Ребята много узнали об истории района, в котором они живут и учатся.
Надеемся, что сможем побывать здесь с нашими учениками не один раз.
Речь Академика А.П.Александрова (ближайшего соратника И.В.Курчатова) "Как стать учёным": слушать
Видео с экскурсии можно посмотреть здесь.